В первых числах февраля прошло второе собрание новообразованного семейного клуба трезвости в Свиблово. Об открытии этого клуба писали как на церковных сайтах, так и в больших светских изданиях. Но за внешним — краткими сообщениями, официальными данными — не увидишь того, что происходит внутри таких сообществ. А это, как оказалось, достойно отдельного внимания.
Формат встреч — такой же, как и в других семейных клубах, действующих на приходах московских храмов Всех святых на Соколе, Девяти мучеников Кизических, Рождества Христова в Митино, святителя Тихона в Люблино. И атрибуты встречи знакомые: стол, чашки с чаем, скромные печенья; перед началом беседы совершается молитва. Ведущий напоминает простые правила, на которых строится разговор: нужно внимательно, не перебивая, слушать собеседника, не следует давать советов, но можно поделиться личным опытом, не навязывая его.
На этот раз участников беседы было довольно много – шестнадцать человек. Шестеро из них – члены других семейных клубов трезвости, которые приехали поддержать новую трезвенническую общину, остальные же пришли на беседу, чтобы едва ли не впервые попробовать поделиться острой, животрепещущей проблемой – своей или близкого человека.
Поначалу может показаться, что доверительного разговора сегодня не получится – разве можно вот так, сходу, озвучивать перед чужими людьми столь сокровенные и неприятные личные проблемы, как алкогольная или наркотическая зависимость? Поэтому на призыв ведущего к «новеньким»: «Кто хочет начать?» — повисает неловкая пауза. И тут выручают гости из других трезвеннических семейных клубов: они берут инициативу на себя и рассказывают о том, как и почему решились прийти в общину, как изменилась их жизнь с этого момента. Те, кто участвует в подобном собрании впервые, слышат откровенные истории тех, кого алкоголизм, казалось бы, не должен был «упустить», на кого даже самые близкие родственники несколько лет назад уже были готовы махнуть рукой. Один из них после тринадцати лет пьянства стал вести трезвый образ жизни и вернулся в Церковь, стал отцом трех чудесных дочек. Другой, которого пьянка буквально сводила в могилу, недавно стал счастливым молодоженом — его супруга сидит сейчас рядом с ним и скромно улыбается.
Видя их, слушая их истории, потихоньку начинают «оттаивать» и те, кто пока боялся начать разговор про себя и близких.
Лед разобщенности окончательно ломается, когда в разговор вступает молодая девушка, которая рассказала о проблеме своего брата. На встречу вместе с ней пришла ее младшая сестра и супруга страждущего. Все они ищут помощи в том, как строить взаимоотношения с молодым человеком, употребляющим наркотики. Завязывается диалог, и все отчетливее чувствуется, как исчезает преграда, мешавшая общению в начале встречи. Незаметно, но все более ощутимо устанавливается атмосфера доверия — здесь не осуждают чужих проступков, не вешают ярлыков, не читают нотаций. Каждый — и опытный член клуба, и новичок — обладает своим «багажом»; в общине принимают людей такими, какие они есть, искренне им сопереживают, совместно ищут пути преодоления сложностей.
Искренность эта побуждает и сидящую рядом пожилую пару начать рассказ о себе. Перед нами брат с сестрой. Брат, благополучный вроде бы мужчина лет шестидесяти, намерен бросить пить – эта пагубная зависимость сильно тяготит его. Но в преклонном возрасте трудно и страшно строить практически новую жизнь, да и близкие не верят, что у него получится, им тяжело довериться этому человеку после многократно обманутых надежд. Сидящие за столом, страждущие каждый по-своему, стараются оказать ему поддержку, заронить в него искорку надежды. И это получается – мужчина уходит явно воодушевленным.
В таких беседах — сначала спотыкающихся, а потом оживленных, в почти семейных диалогах пролетает незаметно два часа. И те, кто напряженно хмурился вначале, начинает понемногу улыбаться, не скрывая проблеск надежды в глазах и намерения прийти через неделю, чтобы продолжить казавшийся таким трудным, и оказавшийся таким нужным разговор.
В конце беседы к участникам присоединяется протоиерей Сергий Киселев, настоятель прихода Живоначальной Троицы в Свиблово. Он приглашает завершить вечер молитвой перед находящейся сейчас в храме иконой Спасителя с частицей шипа от тернового венца. Все с удовольствием идут в храм, молятся перед святыней, и также вместе прикладываются к Козельщанскому образу Божией Матери.
Из храма все выходят еще более радостные, и разговор рассыпается на искорки диалогов, вдохновленных свежими впечатлениями.
В дверях храма ко мне подошла уже знакомая по клубу трезвости сестра тяготящегося своим пьянством брата: «А можно я на следующую встречу что-нибудь вкусненькое испеку?» В этом простом для наших мам-бабушек вопросе таилось столько теплоты, столько заботы и любви, что стало понятно: понемногу рождается новая семейная община трезвости. А точнее, она уже есть. Ведь такие общины рождаются, когда мы выходим за пределы себя и хотим что-то сделать для другого человека, для общего дела. Пусть эта жертва поначалу мала и приносится неумело, но зато с любовью. А Господь и намерения целует, если мы тверды в Боге и делаем то, что дóлжно.
Ирина Микурова