26 января в Москве впервые пройдет съезд семейных клубов трезвости. На XXV Международных Рождественских образовательных чтениях действующие в рамках Православной церкви и светских организаций клубы трезвости получат возможность познакомиться и обменяться опытом, поговорить о роли семьи в формировании пагубных пристрастий, а также в разрешении проблемы зависимости человека от алкологя, наркотиков, табака и других психоактивных веществ и действий.
По благословению епископа Бронницкого Парамона встреча пройдет в Донском ставропигиальном мужском монастыре, сообщили порталу «Приходы» в Межрегиональном общественном движении в поддержку семейных клубов трезвости.
Центральной темой конференции в рамках съезда названа помощь семье, столкнувшейся с проблемой употребления психоактивных веществ. Встреча поможет соединить опыт представителей духовенства, психологов, педагогов, а также ведущих семейных клубов трезвости, чтобы повысить эффективность повышения эффективности помощи страждущим зависимостями, а также их семьям.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указывал на то, что «тема алкоголизма и наркозависимости должна быть сквозной для всех органов власти, для законодателей, для исполнителей, для общественности, потому что от решения этой проблемы зависит не только здоровье нации, но и само существование нашего народа и государства» (слово на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ 29 января 2016 года).
В «Основах социальной Концепции Русской Православной Церкви», принятых Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, отмечается: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества».
Церковь рассматривает вино, прежде всего, как Божественный дар. Вот что говорит царь Давид в одном из своих псалмов при рассказе о сотворении мира: «Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103. 14-15). Вино, используемое в качестве вещественной жертвы, являлось важной составной частью ветхозаветного богослужения: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего…» (Исх. 22. 29). Во времена Нового Завета вино становится важнейшим веществом, используемым при совершении Евхаристии – главнейшего Таинства Церкви: «Подобнее и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив… рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета…» (Служебник). В Евангелии апостола Иоанна повествуется об участии Господа в праздничной трапезе по случаю брака в Кане Галилейской. Присутствие на столе хмельного напитка, наряду с прочими яствами, нисколько не смутило Спасителя и даже стало причиной совершенного им великого чуда (Ин.2,1-11). Вино служило прекрасным средством для врачевания души и тела: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Притч. 31. 6-7). В послании к Ефесскому епископу Тимофею святой апостол Павел советует своему ученику употреблять немного вина «ради желудка и частых недугов» (1 Тим. 5. 23).
Но очень существенно, что там же встречаются мудрые предостережения от злоупотребления этим даром. Уже в Книге Бытия рассказывается о праведном Ное, который насадил виноградник и, не зная о свойстве виноградного сока превращаться в вино, выпил его очень много и лежал обнаженным в своем шатре (Быт. 9. 20-21). Он совершил свой грех по неведению, но все же это был грех. По самой постановке вопроса Ветхий и Новый Завет категорически осуждают пьянство и призывают к трезвой, благочестивой жизни.
Первую в русской истории проповедь, «Слово о пьянстве» составил еще Феодосий Печерский в ХI веке. В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела-хранителя и привлекает беса. В ХIII веке ученик преподобного Сергия Радонежского Костромской чудотворец, игумен Сыпанова монастыря во имя Живоначальной Троицы преподобный Пахомий Нерехтский сотворил, по преданию, чудо: исцелил городского пьяницу, изгнав из него пьянственного беса.
В конце ХIII столетия митрополит Киевский Кирилл на Соборе, созванном им во Владимире, говорил «Наставления попом», в котором порицал христиан, предающихся пьянству в божественные праздники. Те же мысли звучали в «Поучении игуменам, попом и диаконом» св. митрополита Петра в ХIV в.
В последующие столетия продолжали слышаться голоса высшего монашествующего духовенства против порока пьянства. Так, например, преподобный Корнилий Комельский воспретил уставом в своей обители употребление спиртных напитков (ХVI в.).
В 1551 году Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. В ХVII столетии Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный — «собор о кабаках») и издал некоторые распоряжения, ограничивающие пьянство. Писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители Димитрий Ростовский в конце ХVII в. и Тихон Задонский.
В 1858 году население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.
Первые общества трезвости появились в Литве, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской; были известия об их существовании из Перми и Сибири. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ. В одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, принеся клятву словесно, в других – составляли письменные «приговоры» о воздержании или давали зарок с крестным целованием. Духовенство стало вести в храмах проповеди, одобряя обеты прихожан.
Синод, по обсуждении доведенных до его сведения случаев освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находил, что поддержание духовенством решимости прихожан воздерживаться от употребления вина вполне приличествует долгу пастырского служения. Посему Синод благословлял священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания ревностно содействовать возникшей в городских и сельских сословиях благой решимости.
10 августа 1889 года вышел циркулярный указ Синода, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население». После выхода указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти.
Трезвенное движение благословлял святой праведный Иоанн Кронштадтский, создатель Домов трудолюбия, соединявших в себе благотворительность, отрезвление и духовное воспитание народа.
К 1914 году в Российской империи насчитывалось более 3000 обществ трезвости, объединявших более полумиллиона людей, давших обет воздержания от употребления алкоголя.
После 1917 года трезвенное движение Русской Православной Церкви по понятным причинам не могло существовать. С начала 90-х годов XX века оно возрождается и развивается. Особый интерес в связи с этим вызывает методология семейных клубов трезвости.
В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода 25 июля 2014 года (Журнал № 80), отмечается, что «социальная, трудовая, психологическая, медицинская, семейная реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом, осуществляется посредством создания домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости».
Семейные клубы трезвости были основаны в Югославии в 1964 году Владимиром Худолиным. В настоящее время они действуют в 35 странах мира. В России первый такой клуб открылся при храме святителя Николая Чудотворца в селе Ромашково Московской области протоиреем Алексием Бабуриным. В настоящее России действует более 25 семейных клубов трезвости.
Семейный подход в трезвенной работе отвечает стремлению Церкви усилить работу с семьей, укреплять связь семьи с церковным приходом, помогать прихожанам строить свою семью как «малую Церковь». Опираясь на 25-летний опыт практики использования в России в наркологической помощи населению методологии семейных клубов трезвости, необходимо отметить, что метод обладает уникальной характеристикой: он гармонично развивается в лоне Православной Церкви. Главное в использовании метода семейных клубов трезвости – это соединение церковной традиции с новейшими научными достижениями.
В 1997 году в приказе Министерства здравоохранения РФ была предписана необходимость создания семейных клубов трезвости, а на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Русская Православная Церковь отметила деятельность семейных клубов трезвости в докладе митрополита Сергия (ныне Воронежского и Лискинского). В 2008 году на кинофестивале «Радонеж» представителям семейных клубов трезвости был вручен диплом за лучший миссионерский проект. В 2016 году на Международном конкурсе «Осознанный выбор», проходившем в рамках научной конференции «III Дроздовские чтения», программа амбулаторной реабилитации «Православные приходские семейные клубы трезвости» была удостоена диплома Лауреата как лучшая программа социальной реабилитации зависимых от ПАВ и их родственников.
В настоящее время клубы действуют в рамках Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости. В своей работе организация сотрудничает с Российской медицинской академией непрерывного образования, Московским научно-практическим центром наркологии, Научным центром психического здоровья и другими научно-исследовательскими и лечебно-профилактическими учреждениями города Москвы и России. Осуществляется тесное сотрудничество с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
В 2016 году подготовлено и издано методическое пособие «Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи», впервые переведена с сербско-хорватского на русский язык и издана в России книга основателя семейных клубов трезвости Владимира Худолина. На базе храма Всех святых во Всехсвятском на Соколе действует координационный центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного московского викариатства, последовательно развивающий в своей работе методологию семейных клубов трезвости. Откртыа школа, в которой ведется систематическая подготовка ведущих семейных клубов трезвости.
Хотелось бы надеяться, что созданные для развития клубного движения в России условия позволят добиваться представителям семейных клубов трезвости лучших результатов в своей работе. А проходящий в историческом и духовно-значимом месте Москвы – Донском монастыре – Первый Съезд семейных клубов трезвости станет важной вехой в этом процессе.