Семейный клуб трезвости (СКТ) – это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, обусловленных химической и (или) нехимической зависимостью кого-то из членов семьи.
Семейный клуб трезвости является неотъемлемой частью общества со всеми ему присущими проблемами. Важнейшим принципом организации клуба является идеология открытости для взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями, работающими в области охраны здоровья и социальной поддержки людей с проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ и аддиктивного поведения.
Двери клуба открыты для семей с разными проблемами, обусловленными потреблением алкоголя, наркотиков и другими видами химических и нехимических зависимостей.
Цель существования клуба состоит не только в отказе от использования психоактивных веществ и аддиктивного поведения участниками клубов, но изменение всего образа жизни человека.
Методологические принципы работы СКТ
Деятельность семейных клубов трезвости осуществляется в согласии с традициями дореволюционного православного трезвенного движения и его ведущими представителями С.А. Рачинским, священником Александром Рождественским и св. прав. Иоанном Кронштадтским. Структурная организация и часть подходов заимствованы из опыта европейских СКТ и соответствуют новейшим научным представлениям, разработанным школой Владимира Худолина. Методологической основой работы с зависимыми людьми и членами их семей является метод духовно-ориентированного диалога Тамары Флоренской, идеологическим содержанием – православный аскетический опыт борьбы со страстями.
Обоснование и основные принципы деятельности СКТ
В деятельности семейных клубов трезвости используется междисциплинарный подход, позволяющий с наибольшей полнотой осуществлять помощь лицам с зависимым поведением.
Согласно современным представлениям, обозначенным в Концепции социального служения РПЦ, зависимость от психоактивных веществ представляет собой духовное повреждение и обозначается как страсть. Телесные страдания и расстройства поведения, а также сопутствующие эмоциональные нарушения и психологические конфликты являются последствием духовного повреждения личности.
Решение проблемы зависимости от ПАВ и восстановления телесного, психологического и социального благополучия возможно в тесном взаимодействии специалистов-медиков (врачи психиатры-наркологи), клинические психологи и психологи-педагоги, социальные работники, а также духовных пастырей православной Церкви (священнослужители).
В социальном плане при этом чрезвычайно важно, чтобы условия, создаваемые для решения проблемы зависимости, были максимально приближены к естественным. А значит, работа должна проводиться в семье, где, как правило, проблема и формируется. В связи с этим в своей работе СКТ опираются на традиционные для менталитета народа традиционные семейные ценности и нравственные понятия.
С медицинской точки зрения отказ от использования ПАВ должен быть добровольным и на всю жизнь, а в последующем должно наступить изменение всего образа жизни человека. Несомненно, что требование абсолютной трезвости должно относиться к людям, уже испытывающим медицинские и социально-психологические проблемы в использовании алкоголя, по отношению к наркотикам это требование является абсолютным в любом случае.
Также не представляет сомнения, что человек, имеющий навык культурного потребления алкоголя, может добровольно отказаться от его использования, что окажет благотворное влияние на оздоровление ситуации в обществе в целом.
В психологическом аспекте опыт семейных клубов трезвости показывает, что наиболее удачным методом работы с семьей, испытывающей проблемы с употреблением алкоголя является духовно-ориентированный диалог Тамары Флоренской. В условиях, когда присутствуют внимательное выслушивание собеседника, его психологическое принятие и сочувствие, когда ближайший круг не разделяет негативные эмоциональные состояния говорящего, складывается близкий контакт между людьми и позитивный опыт одних может быть адекватно усвоен другим человеком. В то же время негативный опыт «перерабатывается» всеми участниками общения в клубе. Способность занимать позицию на стороне духовного «Я» человека, поддерживать голос его совести также способствует изменению отношения к проблеме. Не морализировать, не поучать, а говорить на уровне понимания собеседника предлагает Тамара Александровна. «Не воздействовать, а влиять» — главный принцип духовно-ориентированного диалога.
Таким образом, с духовной точки подход приходских семейных клубов основывается на нравственном опыте православия. Социальной нишей, в которой проводится работа является семья, а затем церковная община. Психологический подход разработан и детально исследован психологом Тамарой Александровной Флоренской. В медицинском плане используется современный научная парадигма европейской школы психиатрии Владимира Худолина.
Следующее затем изменение всего образа жизни человека способствует проявлению творческой инициативы, проявлению интеллектуальных достижений, успешному социальному росту и возвращению семьи к естественным путям ее развития.
Организация и работа приходских СКТ
В семейном клубе трезвости может состоять от 2 до 12 семей. Присутствие на встрече большего количества семей одновременно затрудняет возможность общения и свободного высказывания мнения каждым из членов клуба.
У каждого клуба имеется свой духовник, а также ведущий из числа людей, имеющих опыт обретения трезвости. Ведущий СКТ проходит специальную подготовку. Беседы проводятся в отдельном помещении при храме либо административном помещении вне его.
На встречах, проходящих один раз в неделю в течение двух часов, в доброжелательной атмосфере принятия, за чашкой чая проводятся беседы на темы, волнующие всех и каждого, исключая политику. На встречах в клубе зачастую присутствуют квалифицированные специалисты (священники, психологи, врачи), специально приглашаются люди с богатым жизненным опытом и «ветераны» клуба, успешно преодолевшие проблему зависимости от психоактивных веществ и длительно ведущие трезвый образ жизни.
Как правило, темой обсуждения на встрече становятся вопросы, особо беспокоящие собравшихся людей. Во время общего разговора обсуждаются семейные отношения, воспитание детей, сложные ситуации на работе, поучительные истории из жизни любого члена клуба. Обязательно обсуждаются проблемы, обусловленные патологическим пристрастием к психоактивным веществам, приведшим людей в клуб. Поводом для возобновления разговора на эту тему становится приход в клуб нового члена. Тогда «ветераны» клуба, люди с большим стажем воздержания, делятся своим опытом с новичком. При этом рассматриваются медицинская сторона алкоголизма либо наркомании, стадии и закономерности их развития, условия, при которых можно остановить их пагубную разрушительную работу. В случае обращения в клуб родственников зависимых людей либо их друзей, большое внимание уделяется вопросам, связанным с явлением созависимости. Психологический разбор патологических отношений созависимых людей к своим близким, а также пути их преодоления становятся объектом обсуждения. Немалое внимание уделяется и нравственным вопросам в связи с поступками отдельных людей и отношений в семьях в целом.
В начале встречи и по окончании ее участники СКТ молятся. Во время беседы ведется запись протокола встречи, проводится составление списка присутствующих, где указывается статус члена клуба, срок воздержания, дата рождения, день ангела и контактные данные. По итогам встречи список участников и протоколы передаются ведущему, который ведет учет.
Как правило один раз в месяц на приходе храма, где действует клуб, проводятся молебен с акафистом перед иконой «Неупиваемая чаша».
Среди членов клуба избираются секретарь, бухгалтер, руководитель патронажной службы.
Один раз в месяц руководитель семейного клуба трезвости принимает участие в общей встрече руководителей в рамках интерклуба, где разбираются вопросы, накопившиеся в клубах за прошедшее время, а также решаются организационные вопросы.